Уроженец Чаусского района Тихон Жучков за многочисленные подвиги получил звание Героя Советского Союза
Огромная благодарность всем, кто участвует в реализации проекта «Память народа». Благодаря размещению электронных копий архивных документов периода Великой Отечественной войны, родные могут узнать о судьбе участников боевых действий, историки – получить ценные сведения, а журналисты – информацию для работы. Вот пример. Изучая наградные листы нашего земляка Героя Советского Союза Тихона Свиридовича Жучкова, мы открыли совершенно новые грани личности этого выдающегося человека.
Его подвиги (именно во множественном числе) вызвали восхищение не только автора материала, но и однополчан, которые с ним воевали, командиров, представивших его к самой высокой правительственной награде. Эпитеты «храбрый», «дерзкий», «находчивый», «решительный», «мужественный» присутствуют практически в каждом из 23 документов, которые нам удалось найти. И это ещё не все сведения о Тихоне Свиридовиче оцифрованы! Поразительно, звезду Героя он получил в 22 года. Хотим нашим читателям рассказать об этом легендарном летчике.
Тихон Жучков родился 4 июля 1922 года в селе Бахотец. В 1937 окончил 7 классов школы и устроился чернорабочим на Могилёвский сушильный комбинат, в 1939-1940 работал токарем по металлу на Могилёвском авторемонтном заводе. В 1941 году прошел подготовку в Могилёвском аэроклубе. В июне 1941 года призван в армию, в сентябре 1942 года окончил Ейское военно-морское авиационное училище. С ноября 1942 года воевал в составе 3-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Балтийского флота в качестве лётчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи. Участвовал в обороне и прорыве блокады Ленинграда, Красноборской, Выборгской и Прибалтийской операциях. За время войны совершил 257 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7, в 31-м воздушном бою сбил лично 10 и в составе группы 11 самолётов противника, потопил катер и сжёг 6 автомашин противника.
20 августа 1943 года его самолёт был сбит в воздушном бою в районе острова Пенисаари (ныне остров Малый в Финском заливе). Гвардии лейтенант Тихон Жучков был легко ранен, покинул Ла-5 с парашютом и приводнился. Вскоре был подобран советскими катерами. При выходе десанта на берег первым спрыгнул в воду, показал пример десантникам. Они быстро закрепились на вражеском берегу, затем вернулся в свою эскадрилью.
На истребителях Тихон Жучков сопровождал штурмовики и бомбардировщики, проводил разведку и аэрофотосъемку кораблей, военно-морских баз, аэродромов противника на Балтийском театре военных действий, добывая ценные сведения. Упоминаются также самолетовылеты на «свободную охоту». Вот результат одного из них: «Четверка, ведомая лейтенантом Жучковым, уничтожила до 100 солдат и офицеров противника, 4 автомашины, мотоцикл, пять аэростатов заграждения, повреждены 10 автомашин, из них 2 штабных автобуса». А это выдержка из наградного документа: «В групповых воздушных боях с численно превосходящими силами противника товарищ Жучков проявляет мужество и отвагу. Неоднократно смело и решительно отбивая атаки вражеских истребителей, спасал жизни своих боевых товарищей. В каждом полете он ищет и находит противника и, не считаясь с его количеством, наносит ему смертельные удары».
В одном из боев в районе острова Сескар четверка истребителей сопровождала штурмовики Ил-2, перед которыми была поставлена задача – потопить корабли противника. Наши самолеты были атакованы 12 вражескими истребителями. Непрерывно отбивая их атаки, было обеспечено выполнение поставленной боевой задачи, без потерь наши штурмовики вернулись на место базирования. Тихон Жучков сбил в том бою два вражеских самолета и обеспечил одну победу своему ведущему.
Надо отметить, Жучков был любимым ведомым Героя Советского Союза известного лётчика-истребителя Дмитрия Татаренко, у которого успешно учился искусству воздушного боя. Вместе они показывали в небе поразительные результаты. 23 января 1943 года шестерка наших истребителей ЛАГГ-3 во главе с ведущим гвардии капитаном Татаренко прикрывали передвижение наших наземных войск в районе Шлиссельберг-Липки. В небе появились 10 самолетов Ю-88(«Юнкерс»), ещё четыре-шесть ФВ-190 («Фокке Вульф») и Ме-109 («Мессершмитт»). Противник имел большое численное преимущество, но это не остановило наших истребителей. Смело и решительно они атаковали строй вражеских бомбардировщиков, те были рассеяны и «сбросили бомбы куда попало». В итоге боя были сбиты 4 самолета противника, из них два Ю-88 сбил Тихон Жучков и два уничтожены капитаном Татаренко. В феврале этого же года, неся охрану наших частей в районе Колпино-Красный Бор, шестерка истребителей вступила в бой с большой группой вражеских бомбардировщиков, по донесениям – до 50 единиц. Умелые, дерзкие и быстрые действия наших асов вынудили немецких летчиков частично сбросить бомбы на своих же, остальные – неприцельно. Были сбиты 9 вражеских самолетов, а все советские истребители вернулись на аэродром без
повреждений.
Во время одного из вылетов четверки истребителей, в которой уже был ведущим Жучков, был обнаружен немецкий самолет-разведчик Ю-88, который попытался уйти от преследования. Несмотря на то, что топливо было на исходе, и ведомые вынуждены были вернуться, Жучков преследовал противника в одиночку и уничтожил его пулеметным огнем. Ю-88 упал в Чудское озеро, только после этого советский истребитель дозаправился на запасном аэродроме, а затем вернулся на место дислокации.
Неоднократно Тихон Свиридович спасал товарищей, вступая в бой с превосходящими по численности силами противника, рискуя своей жизнью. За это летчика любили и ценили товарищи, а ещё, нисколько не умаляя его мастерство, считали фантастически везучим. Вот один из многих эпизодов военной биографии нашего земляка. В бою над территорией Нарвского залива один из самолетов противника зашел в хвост самолету гвардии капитана Цапова, который был ведущем в шестерке истребителей. Это заметил Жучков и без промедления направил свой самолет на врага, буквально расстреляв его на близком расстоянии, сбив ФВ-190, спас командира. В другом бою, пойдя в лобовую атаку, вынудил противника свернуть и спас ведомого.
В характеристике героя говорится, что он за короткий срок сумел сплотить летчиков эскадрильи в единый коллектив, где каждый был в ответе друг за друга, вовремя приходя на выручку товарищу во время боя. А ещё упоминается его способность использовать преимущества боевых машин, отличное умение вести прицельный огонь, ориентироваться в ситуации. Зачастую, возвращаясь после боя на аэродром, он предоставлял фотоматериалы с подтверждением фактов уничтожения вражеской техники и живой силы, с ценными сведениями о расположении немецких частей и кораблей, по которым в дальнейшем наносились авиа и артиллерийские удары.
Молодой летчик к 1944 году был награжден тремя орденами Красного Знамени, медалью «За оборону Ленинграда».
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года гвардии старшему лейтенанту Тихону Свиридовичу Жучкову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
К его наградам ещё добавились ордена Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медали.
После войны до января 1947 года Тихон Жучков продолжал службу в ВВС Балтийского флота заместителем командира авиаэскадрильи истребительного авиаполка, до октябре 1950 был лётчиком-испытателем Научно-испытательного института ВВС. Провёл испытания ряда опытных двигателей на самолётах. Затем наш земляк служил в ВВС заместителем командира авиаэскадрильи и помощником командира истребительного авиаполка по тактике воздушного боя (в Киевском военном округе и группе советских войск в Германии), помощником командира истребительного авиаполка (в Приморском военном округе) и заместителем командира истребительного авиаполка по лётной подготовке (в Дальневосточном военном округе). В 1954 году Тихону Свиридовичу присвоено звание подполковника, в 1957 году он – военный летчик 1-го класса. В 1959-1960 годах – старший лётчик-инструктор по тактике воздушного боя и воздушной стрельбе отдела боевой подготовки 11-го смешанного авиационного корпуса (на Дальнем Востоке). С августа 1960 года в запасе. Но небо не отпускало.
В 1960-70-х годах Тихон Свиридович работал сменным начальником Внуковского аэровокзала, старшим инженером технической группы Центрального агентства воздушных сообщений, сменным заместителем начальника Центрального аэровокзала города Москвы, старшим диспетчером в Управлении магистральных связей, аэронавигационной информации и движения гражданской авиации. Жил в Москве. Умер 9 марта 1987 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве, на памятнике надпись о том, что здесь покоится Герой Советского Союза Тихон Свиридович Жучков. Хотелось бы добавить «уникальный летчик». В Чаусах есть улица, названная в честь нашего земляка, а в городском парке – именная стела.
Инна Казакова директор Чаусского историко-краеведчесского музея:
– Жители Чаус помнят о герое-земляке – на Аллее героев в городском парке установлена памятная плита в честь Тихона Свиридовича Жучкова, его именем названа улица, и на одном из домов размещена мемориальная табличка. Вся жизнь Тихона Свиридовича Жучкова, замечательного боевого летчика и настоящего патриота своей Родины, является для нас ярким примером служения и верности Отечеству.
Наталья ШКРЕДОВА